В связи с подготовкой открытия нового Центра
работа Курсов английского языка EnglishMax
временно приостановлена

Если вы сейчас заинтересованы в обучении по нашей методике, то обращайтесь к Александре Ширяевой для индивидуальных занятий, а также корпоративного обучения. Также, вы можете задать Александре все интересующие вопросы по методике обучения.

 

Следите за новостями на сайте и в социальных сетях - мы сразу сообщим о возобновлении работы наших курсов, как появится такая информация.

          

Инна Максименко, Андрей Плигин. Круг обучения. (Из книги "Now Let's Play English")


В этой главе вы познакомитесь с тем, какие этапы обычно проходят люди, прежде чем овладевают разнообразными навыками. Вы сможете понять, почему после знакомства с новым словом оно не всегда "всплывает" в нужное время и подходящей ситуации; почему вы хорошо говорите по-английски, но хуже понимаете иностранную речь на слух, и что делать, если в течение пяти лет учите английский язык, но так и не можете бегло говорить.

Круг обучения - это модель, раскрывающая этапы успешного обучения. Ознакомившись с ней, вы поймете собственные механизмы обучения и сможете их оптимизировать. А если вы преподаете, то ее знание позволит сознательно учесть естественные механизмы обучения в вашей образовательной технологии, независимо от того, есть она у вас, по вашему мнению, или нет.

Круг Обучения

бессознательная некомпетенция сознательная некомпетенция
бессознательная компетенция сознательная компетенция

Бессознательная некомпетенция: я не знаю, что я не знаю.

В этом сегменте круга люди практически ничего не знают о том, как устроено обучение английскому языку. Для того чтобы запустить процесс обучения, слушателей необходимо познакомить с тем, что им предстоит узнать и какими навыками овладеть.

Ещё до обучения у многих складывается ошибочное представление о том, как учатся английскому языку. Например, если научиться читать по-английски, то одновременно обучаешься говорить, а если научиться говорить, то одновременно обучаешься понимать английскую речь на слух. Или если у тебя большой словарный запас, то этого достаточно, чтобы начать разговаривать. И через десять лет тщательных занятий по переводам различных текстов человек никак не может понять, почему он не говорит. Поэтому многие слушатели с удивлением узнают, что основное внимание необходимо уделять тренировке тех навыков, которые они хотят получить в результате обучения. Например, если вы желаете научиться грамотно говорить по-английски, то одновременно с изучением грамматики большое внимание следует уделять разговорной практике. Если же вы хотите легко понимать английскую речь, то необходимо смотреть фильмы, слушать аудиокассеты и, если есть возможность, общаться с "носителями языка".

Так, в процессе обучения вы постоянно будете узнавать такие стороны английского языка, о существовании которых раньше и не подозревали.

Сознательная некомпетенция: я знаю, что я не знаю.

Это следующий сегмент круга обучения. При изучении такого вида деятельности, как грамматика, преподаватель знакомит вас со структурой английского языка, с грамматическими явлениями, которые впоследствии предстоит тренировать. Вы изучаете теорию, но у вас еще нет необходимых навыков, для того чтобы использовать полученные знания. Как показывает практика, на этом этапе многие учащиеся, познакомившись с каким-нибудь новым правилом, например, с образованием таких английских времен, как Present Simple и Past Simple (Настоящее Простое и Прошедшее Простое времена) считают, что теперь они должны легко их использовать в речи и расстраиваются, если с определенного момента это не получается. Или, познакомившись с новым звуком, считают, что сразу должны произносить его правильно. Здесь могут возникнуть различные ограничивающие убеждения о собственной способности к языкам, о плохой памяти и т.д.

Важно понимать, что для эффективного обучения сразу после знакомства с ключевым содержанием знаний необходимо перейти к третьему этапу обучения - тренировка и применение знаний, который лучше всего осуществляется в рамках специально организованного занятия - тренинга. В худшем варианте его называют "зубрежкой".

Сознательная компетенция: я знаю, что я знаю.

Это этап практики, тренировки и применения знаний. По-английски мы называем его "Experience and drill" (опыт и тренировка). Чтобы овладеть какими-нибудь навыками, необходимо практиковаться. Для этого существуют разного рода упражнения, сделав которые происходит концентрация внимания на изучаемом навыке. Например, при тренировке глагола to be с личными местоимениями вы можете начать вспоминать, какую его форму поставить после местоимения he, а какую - после they. Или, практикуясь в разговорной речи, можете задуматься, как по-английски будет то или иное слово. В этом сегменте круга применение полученных знаний еще не доведено до автоматизма (умение не превратилось в навык), и постоянно происходит процесс вспоминания изученного. Чем больше практики, тем промежутки концентрации внимания сокращаются, постепенно переходя в следующий этап обучения.

Бессознательная компетенция: я не знаю, что я знаю.

В этом сегменте круга навыки уже доведены до автоматизма, и вы не задумываетесь над тем, как сказать то или иное слово, с каким предлогом или артиклем его употребить. Также многие звуки уже произносятся правильно, как бы сами собой, и вы начинаете замечать, что думаете на английском языке.

Но на этом этапе обучение не прекращается, так как вам предстоит познакомиться с новыми элементами иностранного языка, о существовании которых вы даже не подозревали. И вы возвращаетесь в область бессознательной некомпетенции. Поэтому и говорят, что английский язык можно учить всю жизнь. Важно, чтобы вы могли регулировать планку достижения тех или иных навыков, то есть переходить от одного этапа обучения к другому.

Обычно академическое обучение предполагает следующий маршрут перемещения из одного сегмента в другой: 1-2-3-4. Такой подход является основательным и сознательно управляемым, но при этом долгим и иногда скучным.

В процессе наших тренинговых занятий мы любим менять последовательность обучения: 4-3-2-4, 4-2-3-4 и т.д. Тогда в процессе обучения группа переходит из одного учебного состояния к другому, например, от любопытства к интересу, затем - к озарению, открытию и в итоге - к удовлетворению!

Из книги А. Плигина, И. Максименко "Now Let's Play English или личностно-ориентированное обучение английскому языку", издательство Санкт-Петербург "Прайм - ЕВРОЗНАК", Москва, "ОЛМА-ПРЕСС", 2005.