Инна Максименко, Андрей Плигин.
Как преодолеть кризис в обучении (программа "помоги себе сам!").
(Из книги "Now Let's Play English")

В процессе использования данной стратегии рекомендуем вам вести записи.

Для того чтобы справиться с ключевыми препятствиями, возникающими в обучении, мы рекомендуем воспользоваться следующей программой действий:

  • Прочитайте список симптомов, которые мешают обучению. Определите тот, который присутствует в вашем случае. Возможно, у вас есть какой-то особый, который здесь не указан, - тогда осознайте его и точно сформулируйте. У вас также может быть комбинация указанных выше симптомов.
  • Ответьте на вопрос, что данное препятствие приносило вам полезного? Осознайте выгодность старого состояния случившегося "кризиса". Что они дают вам полезного? Например, можно ничего не делать, и, таким образом, появляется много времени на отдых! Отдых - весьма позитивный аспект в жизни человека, не так ли?
  • Подумайте, как можно использовать выгоды прежнего состояния. Допустим, в приведенном примере: как можно совместить отдых и обучение? Сделайте набросок возможных вариантов. Чем для вас являются обучение на отдыхе, отдых в обучении, обучение и отдых вместе?
  • "Выверните симптом/препятствие наизнанку" и опишите ТОЧНО желаемый результат, возможные способы его достижения. Например, если вы боитесь ошибок, то опишите собственную реакцию на ошибки: что вы скажете себе и другим, если ошибетесь? Как будете вести себя? Что будете чувствовать? Как вы будете при этом выглядеть?
  • Подумайте, что поможет достичь вам желаемого результата? Какие ресурсы нужны:
    • Время?
    • Стратегия (конкретная последовательность внутренних и внешних действий)?
    • Финансы?
    • Люди, их советы и опыт?
    • Информация?
    • Состояния?
    • Книги и учебные пособия?
    • Переосмысление и изменение отношения?
    • Аудио- и видеокассеты?
    • Система упражнений?
    • Путешествия и поездки?
    • И т.д.
  • Определите последовательность использования ресурсов, для того чтобы справиться с препятствиями. Запишите ее в виде реальных действий.
  • Найдите человека, который справился с подобной ситуацией. Подумайте, как он это сделал? Если возможно, расспросите его об этом. Дополните список ваших действий.
  • Прочитайте главы нашей книги, посвященные психологии и закономерностям обучения.
  • Если у вас действительно был кризис, подумайте, что на другом уровне может дать его преодоление? Например, нахождение выхода из кризиса поможет существенно увеличить вашу способность к обучению в целом и продвижению по службе! Определите, какие позитивные последствия вас ожидают в профессиональной сфере, семье, общении с друзьями, собственном развитии и т.д.?
  • Если вы верно следовали инструкции, то у вас появится большое желание действовать. В путь за новыми достижениями!

 

Из книги А. Плигина, И. Максименко "Now Let's Play English или личностно-ориентированное обучение английскому языку", издательство Санкт-Петербург "Прайм - ЕВРОЗНАК", Москва, "ОЛМА-ПРЕСС", 2005.